кружки

Муниципальное казённое образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа д. Ахманово

 Пижанского района Кировской области

 

 

Утверждаю

 Директор МКОУООШ

 д.Ахманово

_____(Н. В.Сырова)

Приказ №___

                                                                                                                          от __________2015г

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

(духовно - нравственное направление )

«Уроки нравственности, или  "Что такое хорошо и что такое плохо"»

в 1, 3 классах

 

Программа составлена на основе учебно - методического пособия

 "Воспитание  нравственных качеств"  под редакцией Л.В.Мищенковой,

издательство РОСТ, 2013г

 

                                                       Составитель:Овчинникова С. П.

                                                       учитель начальных классов

                                                       первой квалификационной категории

                                                       МКОУООШ д. Ахманово

                                                       Пижанского района Кировской области

 

                                                               Ахманово 2015г.

 

                            Пояснительная записка

 

ФГОС второго поколения формулируют основную педагогическую цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный, умеющий слу­шать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение; выполняю­щий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих».

Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчи­вы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усво­енное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В шко­ле - социальном институте, через который проходят все граждане России, - продолжается формирование позитивного отношения ребёнка к базовым цен­ностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.

В начальной школе перед учителем стоит задача: открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего свою внут­реннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение ребенка к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряе- мым формам поведения.

Курс «Уроки нравственности» окажет учителю серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения.

Основная цель курса: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.

 

Задачи курса:

 

- сформировать систему нравственных ценностей;

- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;

- формировать экологически воспитанную личность;

-  воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;

- формировать интерес к чтению художественной литературы;

- развивать познавательную активность;

- развивать творческие способности.

 

Курс «Уроки нравственности» представляет собой комплекс занятий вос­питывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с поня­тиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».

Содержание курса включает в себя следующие циклы: «Я и школа», «Я и окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книги», «Я и животные», «Я и здоровье».

Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей.

 

Курс «Уроки нравственности» ориентирован на детей от 6 до 10 лет, рас­считан на 33 занятия (1 час в неделю) в 1классе, 34 занятия (1час в неделю) в 3классе.

Проведение занятий в 1-4 классах подкрепляется учебно-методическим комплектом, состоящим из рабочих тетрадей на печатной основе (в двух частях) и методического пособия для учителя, включающего программу курса.

 

Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и

 воспитания  учащихся:

 

К концу обучения в начальной школе учащиеся должны иметь:

-    систему нравственных качеств и этическое сознание;

-    потребность в самовоспитании и саморазвитии;

-    чувство уважения к правам и обязанностям человека;

-    чувство трудолюбия, уважения к людям труда;

-          ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;

-          ценностное отношение к природе, окружающей среде;

-    потребность в чтении художественной литературы.

                                                           ПЛАНИРОВАНИЕ

 

ТЕМА 1класс

(ЦИКЛ)

ТЕМА  3класс

(ЦИКЛ)

ВОСПИТАНИЕ КАЧЕСТВ

ЧАСЫ

1

Здравствуй, школа!

(Я и школа)

О культуре поведения

(Я и школа)

Ответственности, самостоятельности

культуры общения

1

2

Вот и стали мы на год взрослее

(Я и школа)

Под крышей дома моего

(Я и семья)

Бережного отношения к школьным принадлежностям

Любви к родственникам, чувства благодарности к старшим

1

3

Учимся работать в команде (Я и окружающие)

Времена года

(Я и природа)

Чувства коллективизма, любви к природе

1

4

О хорошем и плохом (Я и окружающие)

Отправляемся в путешествие

(Я и природа)

 

Умение находить выход из неприятных ситуаций, бережного отношения к природе

1

5

Клуб "Выручайка" (Я и окружающие)

Узнай меня!

(Я и книга)

Доброты, стремления приходить на помощь, стремление к чтению литературы

1

6

О дружбе (Я и окружающие)

Не надо больше ссорится (Я и окружающие)

Желания быть другом, доброжелательного отношения к другим

1

7

В царстве Мойдодыра (Я и здоровье)

Учимся дружить

(Я и окружающие)

Потребности в соблюдении гигиенических правил, находить способы к примирению

1

8

"Здравствуй!" (Я и окружающие)

Белый пёс в сиреневый цветочек

(Я и животные)

Умения слышать и понимать окружающих. Любви к животным

1

9

Венок осени (Я и природа)

Учимся обсуждать проблему (Я и окружающие)

Умения видеть красоту природы, восхищаться ею. приходить на помощь

1

10

Профессий много есть на свете (Я и окружающие)

Во саду ли, в огороде

(Я и природа)

Уважения к людям, своим трудом приносящим пользу обществу, бережное отношение к земле

1

11

В мире любимых сказок (Я и книга)

Слушаем сказку

(Я и окружающие)

Стремления к чтению художественной литературы; доброты и отзывчивости

1

12

Учимся приходить на помощь (Я и окружающие)

Поговорим о собаках

(Я и животные)

Стремления приходить на помощь, быть чутким и отзывчивым к людям и животным

1

13

О рабочих руках и трудолюбии (Я и окружающие)

Тише, пожалуйста!..

(Я и здоровье)

Желания быть созидателем, воспитание толерантности

 

1

14

Зайкина избушка (Я и окружающие)

Занимательный журнал «Имена» (Я и окружающие)

Справедливости, доброты и отзывчивости, уважение к имени

1

15

Учимся вежливости (Я и окружающие)

Колечко красоты

 (Я и окружающие)

Стремления быть вежливым и добрым. Стремление к самосовершенствованию

1

16

Новогодняя сказка (Я и окружающие)

Девочка и разбойники

(Я и книга)

Бережного отношения к природе, чувства доброты и сострадания. Стремление к чтению литературы

1

17

Познакомьтесь: это я! (Я и окружающие)

Экскурсия на медпункт

(Я и здоровье)

Стремления к изучению себя как личности, уважение к труду медработника

1

18

Снегурочка (Я и книга)

Зима в лесу

(Я и природа)

Стремления к чтению художественной литературы, замечать красоту природы

1

19

Сказка о солнечном зайчике (Я и окружающие)

По страницам р.н.сказки «Царевна-лягушка»

(Я и книга)

 

Доброты, отзывчивости. Чтение худ. литературы

1

20

Учимся быть добрыми (Я и окружающие)

Для чего нужны нам глазки (Я и здоровье)

Бережного отношения к вещам, соблюдение гигиены глаз

1

21

По страницам русской народной сказки "Лиса и волк" (Я и книга)

И снова сказка

(Я и книга)

Стремления к чтению художественной литературы.

1

22

Когда люди радуются (Я и окружающие)

Давайте, друзья, потолкуем о маме

(Я и семья)

Стремления быть полезным окружающим, любовь к маме

1

23

Я расту! (Я и окружающие)

Лепим снеговика

(Я и природа)

Умения отличать хорошие поступки от неблаговидных, интерес к изучению природы

1

24

Поезд везёт подарки мамам (Я и семья)

Цветик – семицветик

(Я и окружающие)

 

Любви и уважения к маме, доброты, отзывчивости

1

25

Сказка о весёлой пчеле (Я и окружающие)

Волшебники и волшебные предметы

(Я и книга)

Доброжелательности, заботливости, желания помочь, чтение худ. литературы

 

1

26

Клуб любителей природы (Я и природа)

Животные с книжных страниц (Я и книга)

Бережного отношения к природе, чтение литературы

1

27

Как у зайчонка зуб заболел (Я и окружающие)

Спешим на помощь бабке Ёжке

(Я и окружающие)

Сострадания, отзывчивости, доброты

1

28

Приглашаем гостей (Я и окружающие)

День космонавтики

(Я и окружающие)

Доброжелательности. Гордости за наших космонавтов

1

29

В городе Лекарственных растений (Я и природа)

Тропинка

(Я и природа)

Бережного отношения к природе

1

30

Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается (Я и природа)

Ох, уж этот ветер!..

(Я и окружающие)

Бережного отношения к природе, отзывчивости, сочувствия

1

31

На пороге лета

О рыбалке (Я и здоровье)

Сказочные фанты

(Я и книга)

Стремления к здоровому образу жизни. Чтению литературы

1

32

К.И.Чуковский и его произведения.

"Краденое солнце" (Я и книга)

И снова сказочные фанты

(Я и книга)

Стремления к чтению художественной литературы

1

33

Солнышко

 (Я и природа) Итоговое занятие "Нам нравится гулять по зоопарку..." (Я и животные)

Школа насекомых

(Я и природа)

Любви к неживой и живой  природе

1

34

 

Итоговое занятие «Кем быть?» О профессиях и трудолюбии

(Я и окружающие)

Культура поведения в общественных местах, уважения к труду и людям разных профессий

1

 

ИТОГО 33часа

ИТОГО 34часа

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.Агеева И. Д. На ошибках учатся. ПедСовет, № 11, 2004.

2. Беденко М. Ну, очень задачник. - Киев: А.С.К., 1996.

3. Булдаков С. В. Загадки. ПедСовет, № 11, 2003.

4. Бурова И. Герои любимых сказок приглашают к чтению. - М.: Издательский Дом «Нева», OJIMA-ПРЕСС Образование, 2002.

5. Остер Г. Задачник. - М.: РОСМЭН, 1996.

6. ПОЧЕМУЧКА. - М.: Педагогика-пресс, 1992.