кружки
Муниципальное казённое образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа д. Ахманово
Пижанского района Кировской области
Утверждаю
Директор МКОУООШ
д.Ахманово
_____(Н. В.Сырова)
Приказ №___
от __________2015г
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
(духовно - нравственное направление )
«Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо"»
в 1, 3 классах
Программа составлена на основе учебно - методического пособия
"Воспитание нравственных качеств" под редакцией Л.В.Мищенковой,
издательство РОСТ, 2013г
Составитель:Овчинникова С. П.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МКОУООШ д. Ахманово
Пижанского района Кировской области
Ахманово 2015г.
Пояснительная записка
ФГОС второго поколения формулируют основную педагогическую цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих».
Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе - социальном институте, через который проходят все граждане России, - продолжается формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
В начальной школе перед учителем стоит задача: открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего свою внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение ребенка к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряе- мым формам поведения.
Курс «Уроки нравственности» окажет учителю серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения.
Основная цель курса: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.
Задачи курса:
- сформировать систему нравственных ценностей;
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
- формировать экологически воспитанную личность;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
- формировать интерес к чтению художественной литературы;
- развивать познавательную активность;
- развивать творческие способности.
Курс «Уроки нравственности» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».
Содержание курса включает в себя следующие циклы: «Я и школа», «Я и окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книги», «Я и животные», «Я и здоровье».
Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей.
Курс «Уроки нравственности» ориентирован на детей от 6 до 10 лет, рассчитан на 33 занятия (1 час в неделю) в 1классе, 34 занятия (1час в неделю) в 3классе.
Проведение занятий в 1-4 классах подкрепляется учебно-методическим комплектом, состоящим из рабочих тетрадей на печатной основе (в двух частях) и методического пособия для учителя, включающего программу курса.
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и
воспитания учащихся:
К концу обучения в начальной школе учащиеся должны иметь:
- систему нравственных качеств и этическое сознание;
- потребность в самовоспитании и саморазвитии;
- чувство уважения к правам и обязанностям человека;
- чувство трудолюбия, уважения к людям труда;
- ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
- ценностное отношение к природе, окружающей среде;
- потребность в чтении художественной литературы.
ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
ТЕМА 1класс (ЦИКЛ) |
ТЕМА 3класс (ЦИКЛ) |
ВОСПИТАНИЕ КАЧЕСТВ |
ЧАСЫ |
1 |
Здравствуй, школа! (Я и школа) |
О культуре поведения (Я и школа) |
Ответственности, самостоятельности культуры общения |
1 |
2 |
Вот и стали мы на год взрослее (Я и школа) |
Под крышей дома моего (Я и семья) |
Бережного отношения к школьным принадлежностям Любви к родственникам, чувства благодарности к старшим |
1 |
3 |
Учимся работать в команде (Я и окружающие) |
Времена года (Я и природа) |
Чувства коллективизма, любви к природе |
1 |
4 |
О хорошем и плохом (Я и окружающие) |
Отправляемся в путешествие (Я и природа)
|
Умение находить выход из неприятных ситуаций, бережного отношения к природе |
1 |
5 |
Клуб "Выручайка" (Я и окружающие) |
Узнай меня! (Я и книга) |
Доброты, стремления приходить на помощь, стремление к чтению литературы |
1 |
6 |
О дружбе (Я и окружающие) |
Не надо больше ссорится (Я и окружающие) |
Желания быть другом, доброжелательного отношения к другим |
1 |
7 |
В царстве Мойдодыра (Я и здоровье) |
Учимся дружить (Я и окружающие) |
Потребности в соблюдении гигиенических правил, находить способы к примирению |
1 |
8 |
"Здравствуй!" (Я и окружающие) |
Белый пёс в сиреневый цветочек (Я и животные) |
Умения слышать и понимать окружающих. Любви к животным |
1 |
9 |
Венок осени (Я и природа) |
Учимся обсуждать проблему (Я и окружающие) |
Умения видеть красоту природы, восхищаться ею. приходить на помощь |
1 |
10 |
Профессий много есть на свете (Я и окружающие) |
Во саду ли, в огороде (Я и природа) |
Уважения к людям, своим трудом приносящим пользу обществу, бережное отношение к земле |
1 |
11 |
В мире любимых сказок (Я и книга) |
Слушаем сказку (Я и окружающие) |
Стремления к чтению художественной литературы; доброты и отзывчивости |
1 |
12 |
Учимся приходить на помощь (Я и окружающие) |
Поговорим о собаках (Я и животные) |
Стремления приходить на помощь, быть чутким и отзывчивым к людям и животным |
1 |
13 |
О рабочих руках и трудолюбии (Я и окружающие) |
Тише, пожалуйста!.. (Я и здоровье) |
Желания быть созидателем, воспитание толерантности
|
1 |
14 |
Зайкина избушка (Я и окружающие) |
Занимательный журнал «Имена» (Я и окружающие) |
Справедливости, доброты и отзывчивости, уважение к имени |
1 |
15 |
Учимся вежливости (Я и окружающие) |
Колечко красоты (Я и окружающие) |
Стремления быть вежливым и добрым. Стремление к самосовершенствованию |
1 |
16 |
Новогодняя сказка (Я и окружающие) |
Девочка и разбойники (Я и книга) |
Бережного отношения к природе, чувства доброты и сострадания. Стремление к чтению литературы |
1 |
17 |
Познакомьтесь: это я! (Я и окружающие) |
Экскурсия на медпункт (Я и здоровье) |
Стремления к изучению себя как личности, уважение к труду медработника |
1 |
18 |
Снегурочка (Я и книга) |
Зима в лесу (Я и природа) |
Стремления к чтению художественной литературы, замечать красоту природы |
1 |
19 |
Сказка о солнечном зайчике (Я и окружающие) |
По страницам р.н.сказки «Царевна-лягушка» (Я и книга)
|
Доброты, отзывчивости. Чтение худ. литературы |
1 |
20 |
Учимся быть добрыми (Я и окружающие) |
Для чего нужны нам глазки (Я и здоровье) |
Бережного отношения к вещам, соблюдение гигиены глаз |
1 |
21 |
По страницам русской народной сказки "Лиса и волк" (Я и книга) |
И снова сказка (Я и книга) |
Стремления к чтению художественной литературы. |
1 |
22 |
Когда люди радуются (Я и окружающие) |
Давайте, друзья, потолкуем о маме (Я и семья) |
Стремления быть полезным окружающим, любовь к маме |
1 |
23 |
Я расту! (Я и окружающие) |
Лепим снеговика (Я и природа) |
Умения отличать хорошие поступки от неблаговидных, интерес к изучению природы |
1 |
24 |
Поезд везёт подарки мамам (Я и семья) |
Цветик – семицветик (Я и окружающие)
|
Любви и уважения к маме, доброты, отзывчивости |
1 |
25 |
Сказка о весёлой пчеле (Я и окружающие) |
Волшебники и волшебные предметы (Я и книга) |
Доброжелательности, заботливости, желания помочь, чтение худ. литературы
|
1 |
26 |
Клуб любителей природы (Я и природа) |
Животные с книжных страниц (Я и книга) |
Бережного отношения к природе, чтение литературы |
1 |
27 |
Как у зайчонка зуб заболел (Я и окружающие) |
Спешим на помощь бабке Ёжке (Я и окружающие) |
Сострадания, отзывчивости, доброты |
1 |
28 |
Приглашаем гостей (Я и окружающие) |
День космонавтики (Я и окружающие) |
Доброжелательности. Гордости за наших космонавтов |
1 |
29 |
В городе Лекарственных растений (Я и природа) |
Тропинка (Я и природа) |
Бережного отношения к природе |
1 |
30 |
Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается (Я и природа) |
Ох, уж этот ветер!.. (Я и окружающие) |
Бережного отношения к природе, отзывчивости, сочувствия |
1 |
31 |
На пороге лета О рыбалке (Я и здоровье) |
Сказочные фанты (Я и книга) |
Стремления к здоровому образу жизни. Чтению литературы |
1 |
32 |
К.И.Чуковский и его произведения. "Краденое солнце" (Я и книга) |
И снова сказочные фанты (Я и книга) |
Стремления к чтению художественной литературы |
1 |
33 |
Солнышко (Я и природа) Итоговое занятие "Нам нравится гулять по зоопарку..." (Я и животные) |
Школа насекомых (Я и природа) |
Любви к неживой и живой природе |
1 |
34 |
|
Итоговое занятие «Кем быть?» О профессиях и трудолюбии (Я и окружающие) |
Культура поведения в общественных местах, уважения к труду и людям разных профессий |
1 |
|
ИТОГО 33часа |
ИТОГО 34часа |
|
|
ЛИТЕРАТУРА
1.Агеева И. Д. На ошибках учатся. ПедСовет, № 11, 2004.
2. Беденко М. Ну, очень задачник. - Киев: А.С.К., 1996.
3. Булдаков С. В. Загадки. ПедСовет, № 11, 2003.
4. Бурова И. Герои любимых сказок приглашают к чтению. - М.: Издательский Дом «Нева», OJIMA-ПРЕСС Образование, 2002.
5. Остер Г. Задачник. - М.: РОСМЭН, 1996.
6. ПОЧЕМУЧКА. - М.: Педагогика-пресс, 1992.