Муниципальное казённое образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа д. Ахманово

Пижанского района Кировской области

 

 

 

 

 

Конспект

открытого урока  математики

в 4 классе

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Составитель: Овчинникова С.П.

                                                                                         учитель начальных классов

                                                                                        первой квалификационной категории

                                                                                        МКОУООШ д. Ахманово

                                                                                         Пижанского р-на Кировской области

 

 

 

Ахманово 2015г.

Тема: Письменное умножение на двузначное число      (февраль м-ц)

  Тип урока: объяснение нового материала

  ЦЕЛИ:

Предметные: познакомить с письменным приёмом умножения на двузначное число; научить выполнять письменное умножение на двузначное число; выработать алгоритм письменного умножения на двузначное число и применять его на практике, совершенствовать вычислительные навыки,  читать равенства, используя математическую терминологию; закрепление взаимосвязей между S V t, моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи на движение; составлять и решать обратные задачи;

Метапредметные:  понимать, принимать и сохранять учебную задачу, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выполнять мыслительные операции (анализ и синтез) и делать умозаключения; выполнять задания творческого и поискового характера.

Личностные: слушать собеседника и вести диалог, работать в парах; слушать учителя и выполнять его требования, оценивать себя (товарища), границы своего знания и познания.

 

Оборудование: компьютер, проектор,  учебник Моро «Математика»4класс, индивидуальные карточки с алгоритмом умножения, заготовленные записи на доске, карточки с таблицей умножения,  дополнительные примеры.

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

I. Организационный момент

Начинаем мы опять…

Решать, отгадывать, смекать!

Работаем активно, дружно, отвечаем чётко,

громко, доказательно.

Минутка чистописания.

- В каком году мы живём с вами в настоящее  время?(2015)

Что вы можете сказать про данное  число? Запишите.

II. Актуализация знаний

1.Устный счет (математический диктант)

Записываем только ответы:

    1.Если все собранные яблоки разложить в ведра по 10 кг в каждое, то      понадобится 5 ведер. Сколько кг яблок собрали? (50)

   2.Автомат закрывает 120 банок за минуту, в каждую минуту поровну.    Сколько банок закрывает автомат за 4 минуты?  (480)

   3.В булочной до обеда продали 220 батонов, а после обеда 360 батонов.   Сколько всего батонов продали за день?  (580)

   4.На товарной станции разгрузили 70 вагонов с овощами, а с фруктами в 2 раза меньше. Сколько вагонов с фруктами разгрузили?  (35)

   5.На математической олимпиаде участвовало 120 школьников. Они сидели поровну в 6 комнатах. Сколько школьников было в одной комнате? ( 20)

   6.В магазин привезли 240 букетов роз и 120 букетов гвоздик. На сколько больше привезли букетов роз, чем букетов гвоздик?  (120)

— Прочитайте ответы: 50, 480, 580, 35, 20, 120

— У кого такие же ответы? Молодцы!

 Д-по: найдите сумму данных чисел удобным способом и запишите  (1285)

2. Группа контроля

1). Решение задачи       стр. 44 №158

Прочитайте задачу.

—Как кратко записать условие? (Сделать чертеж.)

(Один ученик выполняет чертеж на доске, остальные — в тетрадях.)

—Что известно в задаче? Что нужно найти?

- Что найдем в первом действии? (Общую скорость, или скорость удаления.)

-Как мы узнаем скорость второго самолета? (Из общей скорости удаления вычтем скорость первого самолета.)

-Запишите решение задачи самостоятельно.

(Один ученик работает у доски. Взаимопроверка.)

Решение   1).270 : 10 = 27 (км/мин) — общая скорость удаления;

                    2).27 - 15=12 (км/мин).

Ответ: скорость второго самолета 12 км/мин.

Д-по:   - Составьте обратные задачи и решите любую из них.

2). Решение выражения

                  657 450  :  9  +  83 х 600 =

 

 

3). Решение уравнения           720 – х = 180 х 3

 

Проверка работы группы контроля. Оценивание.

3.Работа над задачами

У многих ребят работают мамы в животноводстве, доят коров на ферме. У вас было задание узнать у мам, сколько в среднем литров молока доят коровы в её группе и сколько доят коровы - рекордсменки?

 За один день мама Насти (Маши) получает от коровы 23 л молока. Сколько литров молока она получит за 2 дня? за 5 дней? 20 дней? За весь февраль?

 

- Какой пример вызвал у вас затруднение? Почему?

III. Самоопределение к деятельности

—Прочитайте выражение.

23 х 28

-Постановка учебной задачи.

-Чем отличается новое выражение от других? (оба множителя двузначные

числа)

-Подумайте, и предложите способ решения этого примера. Расскажите о своих рассуждениях. Как найти ответ?

-Какова цель нашего урока? (Научиться умножать на двузначное число)

- Построение проекта выхода.

- Какие у вас есть предложения? Вспомним таблицу умножения. (Карточки)

IV. Физкультминутка.     Встал. Сказал. Сел.

3  8               2   8           2   3          2    2             2   6       3   8    и  т. д.

- Как прочитать по - разному?

—Какой закон умножения вы будете использовать, чтобы решить пример? (Распределительный: заменим множитель 28 суммой разрядных слагаемых:

—        23 х (20  + 8) = 23 х 20  + 23 х 8= 460 + 184  =  644.

—        Удобно ли выполнять такую запись? (Нет, запись слишком длинная.)

—        Какой еще способ вы можете предложить? (Выполнить умножение столбиком.) Если трудно умножать в уме, решать надо столбиком. В этом и заключается смысл письменного умножения на двузначное число.

—Кто хочет выполнить запись на доске?      (Выходит желающий ученик.)

—С какого разряда начнем умножение столбиком? (С единиц.)

—Выполните умножение на единицы. Какое произведение получилось?  184

—Запишите единицы под единицами, десятки под десятками, сотни сместите влево.

—Выполните умножение на десятки. Какое произведение получилось? (460.)

—Запишите единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями, если есть  тысячи сместите влево.

—Сложите произведения        23

                                                   28

                                                      184

                                                      460

                                                      644

(Учитель открывает запись на откидной доске.)   

                                           23

                                           28

                                         184

                                         46

                                         644

—Сравните вашу запись с записью на доске.

—Что вы заметили? (Из произведения, полученного при умножении на десятки, убрали ноль.)

—Изменился ли результат? Почему? (При сложении любого числа с нулем получается то же самое число.)

—Какая запись удобнее?

—Сформулируйте задачи урока. (Научиться выполнять умножение на двузначное число столбиком.)

V. Работа по теме урока.     Работа по учебнику

 

—Проверьте, правильно ли мы выполнили умножение столбиком. Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 44.

Послушайте на компьютере: умножение на двузначное число.

—Составим алгоритм умножения на двузначное число.

(Алгоритм учитель раздаёт каждому ученику.)

Пошаговый алгоритм умножения на двузначное число

Шаг первый.

Правильно подписать числа друг под другом.

 Единицы – под единицами, десятки – под десятками.

Шаг второй.

Умножаем первый множитель на единицы второго множителя.

Получим первое неполное произведение.

Шаг третий.

Умножаем первый множитель на десятки второго множителя.

Внимание! Шаг четвертый.

 Умножаем на десятки, подписывать начнем под десятками.

Чтобы не забыть об этом, поставим точку.

Получим второе неполное произведение.

Шаг пятый.

 Складываем неполные произведения.

Читаем ответ.

№156 (с. 44). Устно по алгоритму.

(Коллективное выполнение с комментированием по алгоритму.)

-Расскажите, как же надо умножать на двузначное число?

Давайте закрепим свои умения.

№ 157 (с. 44).                  Самопроверка по  калькулятору  на планшете.

(Первые три примера - коллективно, с комментированием у доски, последний — самостоятельно. Взаимопроверка, самооценка.)

 

VI. Закрепление изученного материала

1.Работа по учебнику №159 (с. 44). Первый пример обязательно решаем, а остальные по желанию.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Выполнение заданий из  рабочей тетради

№4 (с. 39).        (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

№5 (с. 39).        (Работа в парах. Коллективная проверка.)

Решение задачи на карточке

Из двух посёлков выехали одновременно навстречу друг другу два мотоциклиста и встретились через 10 мин. Скорость одного 940 м/мин, а другого-960 м/мин. Найди расстояние между посёлками.

VII.     Рефлексия.  Теперь попробуем узнать, кто же научился решать новые примеры самостоятельно.

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» 1 пример столбиком

 (учебник, с. 44). Взаимопроверка.)

Ответы:  1786,       7304,   174.      Оцените свою работу на уроке.

VIII.    Подведение итогов урока

-С каким вычислительным приемом вы познакомились сегодня на уроке?

-Какие правила надо помнить при записи умножения на двузначное число столбиком?

-Чем будем заниматься на следующем уроке?  (учиться быстрее решать примеры на умножение столбиком)

-Какие задачи мы решали сегодня?

Домашнее задание

1).Учебник:   (с. 44) Придумать два примера умножение на двузначное число и решить их столбиком в тетрадь.

2).Задание из рабочей тетради: № 6 (с. 39)